Оснащение печатным оборудованием,
комплектующими и расходными материалами

Ода колористической лаборатории

28.11.2018

Думаю, что не ошибусь, если предположу, что многим из полиграфистов приходилось сталкиваться с нелегким выбором: рискнуть ли напечатать логотип заказчика триадой или взять на себя тяготы печати смесевой краской.

Традиционно, триадная печать в плане управления цветом и предсказуемости результата существенно проще.

Получившая повсеместное распространение цифровая цветопроба на основе струйных принтеров и ICC-профилей позволяет достаточно точно предсказывать результат четырехцветной триадной печати. Относительно недорогие спектрофотометры, типа уходящего X‑Rite i1 Pro или пришедшего ему на смену X‑Rite i1 Pro 2, позволяют калибровать мониторы и цифровые цветопробные комплексы, строить ICC-профили печати. Стоимость оборудования для цифровой цветопробы, на сегодняшний день, вполне приемлема, даже для небольшой типографии. А использование цветопробы в ежедневной работе позволяет не только согласовывать будущий тираж с заказчиком, но и получать образец для печатника, на который он сможет ориентироваться при печати тиража. Кроме того, учитывая, что складской запас краски состоит всего лишь из четырех наименований, вполне понятно стремление многих типографий, по возможности, уходить от печати смесевыми цветами.

Однако у этой медали есть и оборотная сторона.

Во-первых, несмотря на широкое распространение высокопигментированных красок, цветового охвата четырехкрасочной печати зачастую не хватает для воспроизведения насыщенных фирменных цветов.

Во-вторых, даже небольшое (2-3 ΔE) отклонение по каждой краске в сумме дает заметную разницу и может достигать весьма существенных 10 ΔE на цветах, состоящих из 2-3 красок. Такое отклонение может принести множество проблем, особенно если дело касается фирменных цветов, традиционно особенно дорогих сердцу клиента. А в светлых тонах или околонейтральных оттенках и значительно меньшее цветовое отклонение может стать основанием для возврата тиража.

И, наконец, единообразия фирменного цвета на различных материалах и, тем более, различных технологиях печати, можно добиться только с помощью смесевого цвета.

Поэтому можно понять и клиентов, требующих печати своего логотипа именно смесевыми красками, поскольку воспроизведение фирменного цвета с отклонением, не превышающим малозаметных 2-3 ΔE не диво даже для типографии, не имеющей своей колористической лаборатории.

Другое дело, какой ценой и какими силами удается добиться столь невысокого отклонения от эталона заказчика.

Своим видением этого вопроса я и хочу поделиться, а также обсудить, какие проблемы чаще других возникают в процессе печати смесевыми красками и какие организационно-технологические последствия эти проблемы имеют. А также, какие могут быть пути решения этих проблем.

Согласно логике производственного процесса, предлагаю сфокусироваться на трех основных этапах, которые проходит заказ со смесевым цветом:

·         дизайн и допечатная подготовка, на которых происходит согласование цвета с заказчиком;

·         подготовка краски – этап предопределяющий качество будущего тиража;

·         и, наконец, печать, зачастую вынужденная бороться с проблемами, созданными на предыдущих двух этапах.

По понятным причинам, на изготовлении форм мы останавливаться не будем, а подробно рассмотрим приведенные выше этапы.

 

Дизайн и допечатная подготовка.

В качестве образца фирменного цвета, предоставленного заказчиком, обычно выступают:

·         номер цвета по каталогу (вееру) Pantone;

·         образец тиража, ранее отпечатанного в другой типографии;

·         цветопроба.

Каждый из этих образцов приносит на производство свой набор проблем.

Если в качестве образца цвета, который заказчик хочет получить на будущем тираже, выступает номер цвета Pantone™, сразу возникает вопрос, по какому конкретно вееру ориентироваться. Ни для кого не секрет, что веер от веера отличаются весьма существенно. Цвет в веере клиента почти гарантированно будет отличаться от цвета в веере, имеющемся на производстве, даже если оба веера абсолютно новые. Эта ситуация крайне неприятна как для типографии, так и для заказчика печатной продукции, но ее придется принять как данность, поскольку даже представители компании Pantone заявляют, что их веера не являются эталоном цветов, а лишь визуализацией этих цветов для нужд дизайна.

Если в качестве образца цвета выступает ранее печатавшийся тираж, ситуация несколько упрощается, поскольку в типографии, все-таки, есть физический образец, и это тот же самый образец, который видел заказчик. Тем не менее, вследствие различий в запечатываемом материале, а, зачастую, и в технологии печати, точно воспроизвести образец заказчика может быть достаточно сложно. Особенно, если образец был покрыт лаком или ламинирован.

Самая неоднозначная ситуация возникает, когда в качестве образца выступает цветопроба или то, что клиент считает цветопробой. Если триадную цветопробу достаточно просто проверить по небезызвестной шкале Ugra Fogra Media Wedge, которая должна присутствовать на каждой цветопробе, то воспроизведение цветопробой, смесевых цветов проверить, чаще всего, невозможно, даже если на цветопробе есть указанная шкала. Таким образом, возникает ситуация, когда физический образец, вроде бы, есть, но возможно ли его воспроизведение в условиях конкретного производства, можно узнать, только начав печатать тираж.

 

Подготовка краски

Предположим, что цвет с заказчиком, все-таки, согласовали, получили в результате физический образец цвета и передали его в производство.

Хорошо, если из архива старых работ можно подобрать рецепт более-менее подходящей краски, смешать, слегка подкорректировав, и ставить тираж на машину. А если подходящего рецепта нет, можно только приготовить краску по тому рецепту, который указан в веере и, все равно, нести в печатный цех, уповая на то, что результат окажется сколько-нибудь близким и готовясь морально к многочисленным коррекциям прямо на машине.

По нашему опыту, примерно в 70% российских флексотипографий смесевую краску готовит печатник, изредка вместе с технологом. Поскольку ее готовят непосредственно перед печатью тиража, на этом можно было бы рассказ о трудностях подготовки краски и завершить. Однако нужно еще упомянуть о том, что, зачастую, результат этого этапа зависит не только от конкретной смены печатников, на долю которой выпало это увлекательное занятие, но и от того, насколько срочный заказ находится в работе, сколько времени может позволить себе печатник на размышления об оптимальном составе этой краски.

Печать

Именно на печати становятся видны скрытые проблемы всех предыдущих этапов подготовки тиража. Соответственно, и трудностей, связанных с использованием в работе смесевых красок, на этом этапе больше всего.

Целый ворох проблем происходит от того, что печатник, как правило, не имеет возможности проверить перед печатью цвет приготовленной краски. В большинстве случаев краска потребует коррекции уже на машине, что означает сотни метров материала на приладку, многократную смывку печатной секции, а, зачастую, и многочасовые танцы вокруг машины не только смены печатников, но и, в особо трудных случаях, технолога. А это, в свою очередь, может приводить к срыву сроков сдачи не только проблемного тиража, но и всех последующих. И, как следствие, к уходу особо требовательных клиентов к конкурентам.

Поскольку при такой работе часто отсутствуют четкие, объективные критерии оценки точности воспроизведения цвета, риск отпечатать тираж, который не примет заказчик, достаточно велик. Особенно если печать идет в ночную смену, когда технолога, который мог бы взять на себя ответственность за снятие тиража с печати, нет на месте. А это, в свою очередь, приводит не только к прямым потерям от испорченного тиража, но и к организационным трудностям, вынуждая ставить ответственные тиражи на печать только в дневную смену. Не говоря уж о том, что технолог, которого поминутно дергают для согласования цвета, не может достаточно эффективно решать более важные проблемы.

Да и квалификация печатников должна быть достаточно высокой, позволяющей по ходу приладки принимать верные решения по действиям, необходимым для того, чтобы добиться совпадения цвета в тираже с эталоном.

И последняя проблема, на которую я бы хотел обратить внимание – красочные остатки. Очевидно, что по первоначальной, не слишком точной рецептуре, замешивается такое количество краски, которого должно хватить на печать всего тиража, даже с небольшим запасом. Также очевидно, что в процессе коррекции мы можем только добавлять корректирующее количество краски, увеличивая, таким образом, общее количество до заведомо избыточного. Естественно, неиспользованная краска не выбрасывается, а убирается на стеллаж, чтобы быть когда-нибудь использованной. Но это означает не только организационные сложности, связанные с ее учетом и хранением, но и живые деньги, разложенные по стеллажным полкам до лучших времен.

Вот так, довольно невесело, выглядит на сегодняшний день печать смесевыми красками в типичной небольшой отечественной типографии, специализирующейся на флексографской печати.

И если уважаемый читатель, добравшись до этого места, еще не поклялся никогда не печатать смесевыми красками, у него есть шанс избежать столь опрометчивой клятвы. Поскольку во второй части статьи я постараюсь показать, что все не так плохо. И что успешно, а самое главное – экономически оправданно, печатать смесевые цвета не только можно, но и нужно, хоть это и потребует некоторых инвестиций.

Итак, лучом света в этом темном царстве может стать Колористическая Лаборатория.

Под этим величественным титулом скрываются не десятки ученых в белых халатах, греющие пробирки и реторты в огне газовых горелок, а довольно скромный набор оборудования, дополненный, всего лишь, одним колористом.

Оптимальная колористическая, или, иначе говоря, красочная лаборатория может состоять из четырех составных частей:

·         пробопечатное устройство + высокоточные весы

·         спектрофотометр

·         программное обеспечение

·         и, как упоминалось выше, колорист.

Рассмотрим подробнее каждую из этих составных частей, а, по ходу, я покажу, как каждая из них может упростить работу даже в отсутствие всего остального оборудования.

Пробопечатное устройство и весы

Главная задача, которую призвано решить пробопечатное устройство в типографии – получение заведомо воспроизводимого на печати образца смесевого цвета.

Это довольно компактное устройство, позволяющее сделать выкраску, то есть, пробу цвета краски, приготовленной для печати тиража.

Использующиеся во флексографии пробопечатные устройства, как правило, состоят из:

·         гравированного вала имитирующего анилокс печатной машины;

·         механизма, обеспечивающего равномерное нанесение жидкой флексографской краски на этот вал;

·         и механизма для переноса краски на запечатываемый материал.

В самом простом случае это может быть ручное устройство в виде небольшого анилокса, посаженного на ручку вместе с резиновым валиком. С помощью одноразовой пипетки небольшое количество краски наносится между анилоксом и резиновым валиком, после чего устройство прокатывается по листу материала, перенося на него заданное емкостью анилокса количество краски.

К достоинствам такого устройства можно отнести относительную дешевизну, простоту и скорость получения выкраски и смывки устройства. А к существенным недостаткам – высокую зависимость результата от человеческого фактора, то есть, от усилия и скорости, с которой колорист прокатил это устройство по материалу.

Несколько сложнее и, соответственно, дороже автоматические пробопечатные станки. В них, как правило, присутствует ракель, обеспечивающий стабильность заполнения краской ячеек анилокса. Такое устройство может использовать печатную форму для нанесения краски на материал или переносить краску непосредственно с гравированного вала по принципу глубокой печати. Но это уже не слишком существенные детали. Главное в автоматических устройствах – значительно более высокая стабильность изготовления выкрасок, что чрезвычайно важно для точной и повторяемой пробы смесевой краски.

Многие пробопечатные устройства позволяют получать на одной выкраске от четырех до одиннадцати полей с различным краскопереносом. Это очень удобно и позволяет установить соответствие между полями пробопечатного устройства и анилоксовыми валами, использующимися на печати. К сожалению, такая возможность есть только у автоматических пробопечатных устройств, а ручные требуют смывки и смены анилокса. Да и набор доступных анилоксов для ручных пробопечатных устройств далеко не всегда соответствует требованиям современной флексографии.

Высокоточные весы же нужны для того, чтобы можно было готовить и корректировать рецептуру краски в небольшом количестве, избегая приготовления краски в объеме, большем, чем необходимо для печати тиража. Для нужд флексографии достаточно лабораторных весов с пределом взвешивания 300-600 г и дискретностью 0,01г.

Таким образом, установленные в типографии пробопечатное устройство и лабораторные весы позволят:

·         Проверять цвет приготовленной краски перед печатью и, соответственно, сократить издержки, связанные с возвратами тиражей или их несвоевременной сдачей.

·         Корректировать рецептуру смесевой краски не прибегая к машинной пробе. К печатной машине будет приходить уже полностью готовая краска с указанием, какой анилокс нужно использовать на печати.

·         Существенно уменьшить накопление красочных остатков.

·         Сократить простои печатной машины, связанные с необходимостью корректировать рецептуру краски.

·         Получать образец цвета для утверждения клиентом.

·         Стабилизировать качество печатной продукции, получая одинаковый результат, независимо от печатной смены.

·         Упростить организацию производственных процессов и взаимодействие между дизайном, допечатной подготовкой и печатным цехом. Это будет возможно, если сопровождать каждую подготовленную краску паспортом цвета, содержащим выкраску.

Спектрофотометр

На сегодняшний день многие типографии уже пришли к необходимости иметь в арсенале печатного цеха спектрофотометр. Дополнительный смысл покупка такого прибора приобретает в свете красочной лаборатории.

К сожалению, многие, в погоне за экономией, приобретают приборы, предназначенные для допечатной подготовки, такие, как X-Rite i1 Pro 2. Эти приборы не только не предназначены для работы в жестких условиях печатного цеха, имеют несколько меньшую точность и стабильность, чем требуется, но и не оснащены некоторыми функциями, необходимыми для такой работы.

По моему глубокому убеждению, в печатном цехе и колористической лаборатории необходим именно полевой спектрофотометр, специально разработанный для этих задач. Такой прибор должен:

·         иметь собственный дисплей и не быть привязан в своей работе к компьютеру;

·         проводить измерения, как минимум, с фильтрами M0 (No) и M3 (Pol), а в свете современных тенденций, еще и M1 (D50);

·         иметь возможность отображения спектральной оптической плотности смесевых цветов, CIE L*a*b* и L*c*h* значений, цветового различия по формулам dE*76, dE*94, dE 2000 и, желательно, спектральной кривой.

Также желательна возможность загружать и хранить во внутренней памяти набор эталонов, включая электронные библиотеки цветов Pantone™.

Кроме того, существенную помощь в работе может оказать функция, связывающая оптическую плотность с цветовыми координатами CIE L*a*b* и отображающая возможность добиться эталонного цвета коррекцией толщины красочного слоя. Такая функция, на сегодняшний день, под разными названиями, есть в приборах ведущих производителей. Так, например, в спектрофотометрах X-Rite эта функция называется BestMatch, а в приборах Techkon – InkCheck. После измерения целевого цвета, запечатываемого материала и цвета анализируемого образца, эта функция отображает текущее отклонение ΔE, минимально возможное для данной краски отклонение и какое изменение толщины красочного слоя (в единицах плотности) позволит этой минимальной разницы достичь.

Спектрофотометр, оснащенный таким набором функций, даст возможность:

·         объективно оценивать цветовое различие между эталонным цветом и образцом, полученным на производстве;

·         оценивать с помощью вышеописанной функции BestMatch / InkCheck возможность добиться эталонного цвета изменением настроек печати и, таким образом, сократить потери времени и материала на приладке;

·         имея количественный показатель качества воспроизведения смесевого цвета, аргументировано обсуждать с клиентом спорные вопросы.

Программное обеспечение

Практически единственный программный продукт, который используется на сегодняшний день в красочных лабораториях отечественных типографий – X-Rite InkFormulation. Монопольное положение этого продукта, на мой взгляд, абсолютно заслужено, поскольку именно в этой программе производителю удалось совместить несовместимые вещи – сложность решаемых задач и изящную простоту их решения.

Для тех читателей, кому еще не доводилось встречаться с этой программой, кратко опишу ее функционал.

Основная функция этой программы – расчет рецептуры краски на основе спектральных измерений эталонного цвета и запечатываемого материала, а также базы данных исходных колорант. Но сам по себе расчет рецептуры, это еще не решение задач реального производства, поскольку какова бы ни была точность расчета, особенности технологического процесса конкретной типографии учитывать необходимо. Именно за это и отвечает функция коррекции рецепта InkFormulation, позволяющая итерационно, в несколько шагов, достичь отклонения цвета приготовленной по рассчитанному рецепту краски от эталона в пределах ΔE=1.

Еще одна чрезвычайно важная функция программы – использование красочных остатков. Она тесно связана с другой возможностью – ведением базы рецептов. Это значит, что подготовив и скорректировав рецепт с помощью InkFormulation, пользователь может внести в базу количество краски, оставшееся после печати тиража. И, в дальнейшем, программа будет сама предлагать использовать этот красочный остаток в других рецептах, предлагая выбрать оптимальную, с точки зрения конкретного производства, рецептуру. Впрочем, оптимальную рецептуру можно выбирать не только по параметрам, важным с технологической точки зрения, но и по экономически значимым, таким, как стоимость краски.

Разумеется, при расчете рецептуры могут учитываться такие параметры флексографского печатного процесса, как рабочая вязкость краски, толщина красочного слоя (объем ячеек анилокса) и даже кроющая способность. Причем, учет толщины красочного слоя реализован таким образом, что можно не только рассчитывать рецептуру краски для печати определенным анилоксом, но и с высокой точностью пересчитывать готовый рецепт для печати другим анилоксом.

Для типографий, которые, кроме флексографии, используют также и другие технологии – офсетную, высокую, глубокую и даже шелкотрафаретную печать, будет важно, что InkFormulation превосходно работает со всеми перечисленными печатными процессами, в полной мере учитывая особенности каждой.

Естественно, для того, чтобы получить нужные для расчета спектральные измерения, необходим спектрофотометр, поддерживаемый программой InkFormulation, и при выборе спектрофотометра для нужд печатного цеха я бы советовал это учитывать. Также очевидно, что использование X-Rite InkFormulation будет наиболее эффективно с пробопечатным устройством, поскольку позволит исключить коррекцию цвета на печатной машине. Но и без пробопечатного устройства внедрение InkFormulation позволит:

·         кардинально сократить потери времени и материала на приладке, поскольку технологии, заложенные в эту программу, позволяют за одну-две коррекции добиться высочайшей точности воспроизведения смесевого цвета;

·         в несколько раз сократить количество красочных остатков, создавая на их основе новые красочные рецептуры. А то небольшое количество остатков, которое, неизбежно, будет появляться по ходу работы, учитывать в программе и пускать в дело при первой благоприятной возможности, снижая, таким образом, себестоимость печатной продукции и освобождая производственные площади.

·         практически исключить претензии клиентов, даже самых требовательных, к точности воспроизведения фирменных цветов;

·         упростить организацию и планирование производства за счет более точного расчета времени, необходимого на приладку, а значит, существенно уменьшить вероятность срыва сроков сдачи тиражей;

·         снять лишнюю, непроизводительную нагрузку с технолога, поскольку расчет и коррекция рецепта краски, при использовании InkFormulation – достаточно простой пошаговый процесс, который, к тому же, легко может быть описан и регламентирован.

Колорист

Безусловно, введение в штат типографии должности колориста необходимо тщательно экономически просчитывать, поскольку вложения в этот компонент колористической лаборатории, в отличие от оборудования, потребуются ежемесячно. Однако, рассматривая вопрос необходимости появления этой штатной единицы, следует учитывать целый ряд обстоятельств.

Во-первых, время печатника, это деньги, причем не только те, которые он получает в виде зарплаты, но и те, которые типография могла бы получить за отпечатанный тираж. Поэтому разумно было бы избавить печатника от непроизводительной траты времени на приготовление смесевой краски, освободив для основной работы – печати тиражей, то есть – зарабатывания денег для типографии. А заботу о рецептуре смесевых красок возложить на колориста. Тем более, что опытный колорист будет не только тщательно прорабатывать рецепт, но и скрупулезно записывать полученные удачные рецептуры, чтобы использовать их в дальнейшей работе. А если в помощь колористу выделить даже самое простое пробопечатное устройство, то не слишком осмысленный труд печатника по смывке печатных секций можно вообще свести к разумному минимуму.

Во-вторых, по нашему опыту, типичный склад красочных остатков у типографии с двумя флексографскими машинами может насчитывать 200-300 кг краски. А это не менее 100 банок. И хорошо, если все печатники настолько дисциплинированы, что, сливая остатки, тщательно их подписывают и ставят на стеллажи не в то место, которое ближе к печатной машине, а более-менее соблюдая какой-то порядок. Однако, на деле, к сожалению, так бывает крайне редко. Поиск на таком складе краски, подходящей для печати текущего тиража, может занять достаточно много времени и не увенчаться успехом. Если же обязанность следить за красочными остатками возложить на колориста, очевидно, что порядка на складе будет значительно больше, а времени поиск нужной краски будет занимать, соответственно, меньше. Да и печатная машина не будет простаивать, пока печатник блуждает между стеллажами.

И, в-третьих, что касается склада, колорист может не только отвечать за красочные остатки, но и следить за наличием на складе базовых цветов Pantone™, которые используются для составления смесевых красок. Таким образом, можно свести к минимуму потери от простоев, связанных с отсутствием необходимого для смесевой краски цвета. А заодно колорист может присматривать за наличием необходимого запаса белил, лаков, добавок, смывок и прочей химии, необходимой для производства, разгрузив от этой заботы, как технолога, так и снабженца. В особенности, если это один и тот же человек, как зачастую случается в небольших типографиях.

Исходя из этих соображений, экономический эффект от появления в типографии колориста, может быть, на первый взгляд, неочевиден. Тем не менее, это непременно даст вполне материальный результат в виде увеличившейся отдачи от печатной машины, снижения потерь от рекламаций, как по качеству печати, так и по срокам сдачи тиражей.

Вот так, на мой взгляд, может выглядеть схема оптимизации флексографского производства, состоящая, всего лишь из четырех пунктов, которые максимально эффективны в совокупности, но во многих случаях могли бы работать и по отдельности. Однако не могу не дополнить это живописное полотно небольшим, но важным штрихом. Дело в том, что единственная постоянная составляющая инвестиций в осуществление этого плана – зарплата колориста. А интересная особенность колористической лаборатории состоит в том, что чем больше начальные вложения в ее создание, то есть, чем больше пунктов представленного плана выполняется на начальном этапе, тем ниже может быть минимально необходимая квалификация колориста и, соответственно, постоянная составляющая расходов на лабораторию.

Александр Денисов

Ведущий технолог B2Print

Сертифицированный эксперт Ugra

 


Возврат к списку