B2PrintNews

Плыть в потоке. Работать в рынок

В 2011 году Андрей Решетов приобрел полумертвую флексотипографию с древним железом и за 11 лет превратил ее в “крепкого середнячка” с современной производственной базой, позволяющей выпускать широкий спектр этикеточной продукции для самых разных клиентов. Одно из последних приобретений — цифровая машина Durst Tau 330 RSC E. Благодаря ей типография получила возможность эффективнее выполнять малотиражные работы, а после 24 февраля — еще одно ценное преимущество.

Генеральный директор типографии Флекс-принт Андрей Решетов возле цифровой печатной машины Durst Tau 330 E

“То что я купил в 2011 году смешно было даже называть типографией, — вспоминает Андрей. — Клиентов было мало, а на производстве работала машина, название которой многие коллеги, наверное, даже и не знают. Однако, желание превратиться из наемного работника в предпринимателя было очень уж велико, и я решился”.

До покупки типографии Андрей Решетов работал финансовым директором российского ОАО “Волга”, которое в основном производит газетную бумагу. Полученный там опыт в области финансового управления, оптимизации производственных расходов, бюджетирования и минимизации издержек, а также мощнейший бэкграунд, позволяющий администрировать практически все вопросы, связанные с деятельностью компании” позволили ему вдохнуть новую жизнь в предприятие и сменить его статус с умирающего на развивающееся с темпом роста примерно 20–30% в год.

Старую флексомашину продали за 7000 руб. с условием самовывоза, а вместо нее поставили современную на тот момент восьмикрасочную модель европейского производителя. Спустя некоторое время получилось удачно приобрести шестикрасочную флексомашину, что позволило вдвое увеличить мощности, а еще позже — новую восьмикрасочную модель того же производителя, что позволило выйти на новый уровень печати по пленкам, в том числе безосновым пленкам. Параллельно с этим комплектовался новым оборудованием участок послепечатной обработки и отделки, а в 2019 году типография вложилась в промышленную струйную УФ-машину Durst Tau 330 RSC E, открыв тем самым направление по цифровой печати этикетки.

Одновременно с ростом производственных мощностей расширялся продуктовый портфель, а также пул заказчиков “Флекс-Принт”. И то, и другое типография старается максимально диверсифицировать, чтобы минимизировать возможные риски.

“Флекс-Принт” никогда не ориентировалась на коллег по цеху, но сегодня можно сказать, что мы достигли успеха в своих собственных глазах, — рассуждает Андрей Решетов. — Я считаю нас крепкими середнячками, которые уверенно закрепились во второй лиге и работают в рынок, предлагая широкий спектр качественной, но максимально доступной этикеточной продукции. В первой — находятся компании, обладающие гораздо большим опытом в разработке и производстве инновационных продуктов премиального класса, имеющие соответствующие технологии и оборудование. Мы не стремимся составить им конкуренцию, предпочитая плыть в середине потока. И это абсолютно сознательное решение”.

Все будет цифра!

Отвечая на вопрос о причинах покупки цифровой печатной машины, Андрей Решетов отмечает начавшуюся несколько лет назад тенденцию к увеличению количества малотиражной продукции, что привело к снижению эффективности их изготовления на имеющемся флексографском оборудовании. В процессе выбора руководство и технические специалисты типографии изучили все доступные в России варианты, но в итоге отдали предпочтение промышленной струйной УФ-машине Durst — Tau 330 RSC E. Кто-то из конкурентов не прошел по качеству, кто-то — из-за более сложного техпроцесса и обслуживания машины, ну а с кем-то был негативный опыт сотрудничества в прошлом.

Durst Tau 330 RSC E — это пятикрасочная модель (CMYK+White), рабочая скорость которой составляет 52 м/мин. Ее возможности позволяют закрывать 99% работ от заказчиков “Флекс-Принт”, а в перспективе машину прямо в типографии можно проапгрейдить до восьмицветной версии, увеличив скорость до 80 м/мин. — это потребует установки дополнительных печатающих головок и снятия программного ограничения на скорость. Работать на Tau 330 RSC E поставили бывших флексопечатников.

В плане материалов никаких изменений в работе типографии не произошло: машина печатает на любых стандартных материалах, которые ставили и продолжают ставить на флексографское оборудование. Праймирование для Durst не требуется, защитное лакирование или ламинирование тоже. Перед запуском цифры в цеху установили систему увлажнения, но быстро выяснилось, что машина работает одинаково хорошо как с ней, так и без нее. Какой-то особенной подготовки помещения для нее не требуется, но систему кондиционирования решили поставить — летом в цеху все-таки жарковато.

Главный козырь Durst Tau 330 RSC E по мнению Андрея Решетова — высокое качество печати сопоставимое с офсетным. Оно обеспечивается струйными печатающими головками Fuji Dimatix Samba G3L c физическим разрешением печати 1200х1200 dpi, переменным объемом капли от 2 до 6 пиколитров, что позволяет достичь оптического разрешения до уровня 3600х3600 dpi, а также качественной электронной и программной составляющими, которые отвечают за растрирование изображения и его точное воспроизведение на запечатываемом материале.

“Durst позволяет получать очень яркие и насыщенные цвета, а белила у машины совершенно потрясающие и практически не отличаются от трафарета, — утверждает Андрей. — Качество воспроизведения мелких элементов, градиенты, точность попадания в “пантоны” — все это на очень высоком уровне и, можно сказать, недостижимо для флексографии. Взыскательные клиенты, видя отпечатанную на Durst этикетку, готовы принимать дополнительные расходы, понимая, что презентабельность продукции принесет еще большие выгоды”.

За стабильность качества в процессе печати отвечает автоматическая система компенсации дефектных дюз, имеющаяся в Tau 330 RSC E. Благодаря ей соседние с дефектной дюзы закрывают ее зону чуть более тонким слоем краски, чем на остальной поверхности оттиска. “Цветового дефекта при этом нет. Точно такой же эффект получается при работе с сильно текстурированной бумагой”, — уточняет Андрей Решетов.

“Конструкция у машины продуманная, а поставщик по своей инициативе следит за тем, чтобы у нас не было повода обращаться к нему за сервисом. Например, с завода машина пришла со специальными пластинами, которые защищают струйные головки от случайного удара о материал, а не так давно поставщик по своей инициативе установил дополнительные датчики, определяющие пропуск заводской склейки материала, которая также может повредить головки, — продолжает руководитель “Флекс-Принт”. — Вроде бы мелочи, но если благодаря им мы хоть раз предотвратим попадание в машину материала со склейкой — сэкономим тысячи евро на замене головки”.

После ввода в эксплуатацию Durst Tau 330 RSC E на нее перевели часть сложных и проблемных работ с флексы, что позволило разгрузить флексографское оборудование и одновременно уменьшить сроки изготовления таких работ — если раньше многовидовые заказы в типографии делали сутки-двое, то сейчас на это уходит буквально пара часов. При этом сильно сокращается количество материала, требуемого для приладки и исключаются временные затраты на различные допечатные процессы, приладку, перемывки и т.п. Кроме этого, наличие цифровой машины дало типографии возможность выйти на новых заказчиков, которым требуется малотиражная этикетка.

“Самое главное, что мы довольны не только машиной, но и ее сервисным обслуживанием, — добавляет Андрей. — У B2Print совершенно замечательные специалисты, обладающие обширными знаниями в области технологии струйной печати в целом и оборудования Durst в частности. Недавно, кстати, в штате поставщика появились новые сотрудники, которые уже принимают участие в обслуживании нашей машины. Кроме этого есть связь с инженерами Durst в Европе, которые удаленно могут провести диагностику машины, идентифицировать проблему, помочь ее решить и т.п. Все это — очень важные для нас факторы, говорящие в пользу Durst”.

Решетов признается, что еще в начале 2022 года начал думать о покупке второй цифровой машины, так как первая по его расчетам уже к концу года должна была быть загружена под завязку. С большой долей вероятности это снова была бы машина Durst, но в гибридной конфигурации, включающей кроме собственно ЦПМ интегрированные флексосекции, а также различные секции для послепечатной обработки и отделки — что-то вроде того, что было установлено в типографии ArtPak в конце 2021 года. (Смотреть новость "Гибрид для этикетки! В Баку заработал первый в мире печатно-отделочный комплекс для изготовления этикетки на базе струйной УФ-машины Durst")

“Основная причина интереса к гибриду — экономическая, обусловленная тем, что УФ-чернила для Durst стоят в 4–5 раз дороже обычных флексокрасок, и если на флексокраску приходит 5–6% в себестоимости конечного продукта, то на УФ-чернила почти на порядок больше, — объясняет Андрей. — Гибрид позволил бы в ряде случаев заменить “цифровые” краски на “аналоговые” — например, белила — получив на выходе существенную экономию”.

“Впрочем, это не значит, что цифровая печать является очень дорогой в работе — тут же уточняет он. — Да, чернила дороже флексокраски, но эта разница с лихвой компенсируется экономией на расходных материалах. Все мы знаем как долго можно прилаживаться и согласовывать цвет на флексомашине и сколько материала при этом улетает в брак. С цифрой все намного проще — нажал кнопку и получил желаемый результат. Добавлю, что гибридная конфигурация у Durst очень гибкая. Можно использовать только цифровую часть линии, можно — только аналоговую, а можно — все вместе в рамках одного техпроцесса”.

К сожалению, после 24 февраля 2022 года планы по расширению пришлось пересмотреть.

На послепечатном участке Флекс-принт помимо прочего оборудования работает финишная линия Grafotronic SCF

Новая реальность

Занимаясь бизнес-планированием на 2022 год Андрей Решетов ожидал серьезного подорожания и дефицита запечатываемых материалов, в частности, из-за продолжающейся уже 4 месяца забастовки на финских заводах UPM Raflatac. По его оценкам стоимость должна была вырасти процентов на 50% еще до апреля, а нехватка составляла бы около 35% как по бумаге, так и по термоматериалам. В этой связи “Флекс-Принт” сознательно прекратил поиск новых клиентов и сосредоточился на обслуживании постоянных заказчиков. При этом, цены на этикетку для них должны были вырасти почти вдвое, чтобы типография смогла сохранить маржинальность. Однако, после 24 февраля ситуация изменилась, и планы пришлось пересматривать.

По факту, импорт материалов из Европы прекратился практически полностью, но “Флекс-Принт” рассчитывает, что поставки из Поднебесной смогут полностью компенсировать европейский импорт, но цены, конечно, вырастут. По факту китайские материалы окажутся на немного дороже чем те, что возили из Европы в январе-феврале, что вынудит типографию увеличить отпускные цены примерно на 50% в сравнении с тем же периодом. 

Повлиял новый кризис и на плановое обновление парка послепечатного оборудования. Заказанная финишная линия, которая должна была позволить “Флекс-Принт” выйти в сегмент более дорогой этикетки с премиальной отделкой, все еще не покинула завод производителя. Зато ситуация с цифровой печатью вызывает сдержанный оптимизм.

“Машина Durst полностью загружена, и на данный момент поставщик продолжает обеспечивать ее расходными материалами и необходимым сервисным обслуживанием, — рассказывает Андрей. — В этой связи у нас по прежнему есть возможность не только печатать для своих клиентов, но и помогать другим компаниям, которые размещали заказы в типографиях с ЦПМ других производителей, испытывающих сейчас проблемы с расходниками”.

“Флекс-Принт” использует Durst для изготовления практически любых тиражей. С точки зрения эффективности при запечатке 50% на цифре эффективнее делать до 4 км, но если запечатка маленькая, на уровне 10–15%, то можно делать и 30, и 40, и даже 50 км без персонализации. При этом у машины очень высокая “пропускная способность”: если на флексе за сутки можно сделать 10–15 заявок, то для цифры и 50 тиражей не являются проблемой. Причем рабочая скорость Durst может быть даже выше, чем при флексопечати, а количество брака мизерным.

“Я считаю, что со временем цифра убьет флексо. Возможно, уже через 7–10 лет, — подытоживает Андрей Решетов. — Нужно снизить стоимость краски, а по всем остальным параметрам цифровая печать уже догнала, а в некоторых случаях и перегнала флексографскую!