B2PrintNews

Антон Коваль: «Преимущества струйной технологии над другими цифровыми для меня очевидны»

Способ цифровой струйной печати в последнее десятилетие стремительно развивается, совершенствуется технология, растет число типографий, использующих струйные ЦПМ. Среди производителей оборудования одним из мировых лидеров является итальянская компания Durst, которая недавно отрапортовала об установке более 100 своих ЦПМ серии Tau RSC за последние два года.

О перспективах струйной технологии в производстве этикеток и упаковки мы расспросили Антона Коваля, директора по развитию цифровых технологий компании B2Print — российского партнера Durst.


— Антон, мы знаем, что Вы работаете в полиграфии и в том числе в производстве этикеток многолет. Расскажите, как начинали.

— Начинал я в далеком уже 1994 г., работал в нескольких компаниях поставщиках полиграфического оборудования. Кроме того, принимал участие в создании типографии «Флекс-Принт». В дальнейшем более 10 лет занимался поставками цифровых печатных машин HP Indigo, в основном теми, которые предназначены для печати этикеток.

— Но несколько лет назад Вы начали заниматься другой цифровой технологией. По какой причине?

— Долгое время на рынке существовали только две реально работающие технологии рулонной цифровой печати: с сухим тонером и электрографическими красками. Технология жидкостной электрографии была единственной приемлемой для применения в промышленных масштабах. В конце 2000-х гг. появились индустриальные струйные машины, пригодные для полноценной печати этикетки и упаковки, в основном этикетки. Струйная технология очень хороша для печати продукции для химии, косметики, был даже введен в полиграфический словарь термин «цифровой трафарет». Меня эта технология очень заинтересовала, я увидел в ней огромный потенциал, перспективы развития, и при этом у струйного способа гораздо меньше ограничений, чем, например, у жидкостной электрографии, которая является старт-стопной технологией с ограничениями по скорости и по длине раппорта. Есть у нее и другие «родовые» особенности, идущие от используемой краски. Это слабая адгезия к материалам, поэтому необходимо их праймировать, недостаточная стойкость к истиранию, низкая химо- и свето- стойкость. У струйной технологии таких недостатков нет — например, практически нет ограничений по длине оттиска, печать ротационная, теоретически без лимита по скорости — у машин последнего поколения рабочая скорость печати составляет 80–100 м/мин, используются УФ-краски (чернила), обладающие высокой адгезией и стойкостными параметрами — такими же, что и у обычных флексографских красок, а иногда даже выше: у красок Durst, к примеру, светостойкость составляет 7–8 единиц по шерстяной шкале. Таким образом, все преимущества и перспективы струйной технологи для меня стали очевидны, поэтому и решил заниматься оборудованием для струйной печати. На тот момент единственной компанией, которая занималась конкурентоспособными струйными машинами и имела опыт в этой области, была компания B2Print.

— Что можно сказать о струйных красках — чернилах? Это ведь для многих камень преткновения...

— В машинах Durst используются УФ-краски, специально разработанные этой компанией для своих машин. Известно, что каждый производитель цифровой техники разрабатывает собственные расходные материалы. Это относиться ко всем без исключения цифровым технологиям. Краски создаются под свое программное обеспечение (ПО), под используемый тип печатных голов и скорость печати. Струйные УФ-краски существенно отличаются от тех, которые используются в аналоговой печати. В них дополнительно добавляются компоненты, отвечающие за равномерность распределения пигмента, антикоррозионные элементы, препятствующие разрушению пьезоэлементов и сопел печатающих головок, используется совсем другой пигмент — с очень высокой степенью дисперсности, который должен «протиснуться» через сопло, диаметр которого меньше толщины человеческого волоса, и поместиться в достаточном количестве в капле объемом 2 пл, — и многое другое. Также для струйной печати важно поверхностное натяжение и вязкость красок, так как мы имеем дело с контролем мениска резервуара краски в печатающей головке. Поэтому краски для всех струйных машин стоят дороже стандартных флексографских. При разработке струйных красок важным фактором является ПО, определяющее движение запечатываемого полотна и работу голов. Капля краски должна выстрелить из сопла в определенное время, попасть в нужную точку на материале, растечься соответствующим образом. Это непросто, поэтому в мире пока совсем немного компаний, выпускающих высококачественные индустриальные машины. УФ-краски Durst обладают высокой химостойкостью, что проверено не только в лабораториях, но и в каждодневной практике. Этикетки, отпечатанные струйным способом, используются для химической продукции, косметики, выдерживают воздействие агрессивных факторов: спирта, кислот, жиров, детергентов. Как я уже говорил, у них высокие светостойкость и адгезия — и очень часто ее проверяют не стандартным скотч-тестом, а царапают твердым предметом. УФ-краска держится отлично на любом материале — естественно, с достаточной поверхностной энергией, как и для флексо.

— У Durst есть и краски с низким уровнем миграции...

— Да, они были разработаны относительно недавно, специально для машин Durst. Важная особенность: если вы намерены печатать красками Low migration, то в машину в первый раз должны быть залиты именно эти краски. После этой краски можно залить обычную краску, но не наоборот. После обычной УФ-краски использовать Low migration нельзя. Для печати красками с низкой миграцией приобретается специальная машина. У красок Durst есть все необходимые сертификаты в Европе и Америке для печати пищевой упаковки с непрямым контактом. Для прямого контакта, как любые УФ-краски, их использовать нельзя.

— Почему, как Вы думаете, типографии должны предпочесть струйную печать?

— Просто это удобно! Хорошая скорость, высокая производительность, используются привычные для этикеточной отрасли УФ-краски с высокими характеристиками. Все это позволяет быстро загрузить машину и выйти на промышленные объемы, сравнимые с флексографией.
Линейка машин Durst Tau RSC

У машин Durst еще и очень плотные укрывистые белила: высокая оптическая плотность достигается за один прогон — в отличие от большинства цифровых, да и некоторых аналоговых машин. Есть возможность использовать самые разные материалы: металлизированные, прозрачные и т. д.

— А есть ли у струйной печати реальные перспективы заменить флексографию?

— Конечно, цифровая печать будет постепенно замещать флексографию в производстве этикетки и упаковки, и как раз у струйной технологии здесь наиболее высокие шансы это сделать. Уже сейчас есть несколько компаний, которые, имея флексографию, преимущественно используют цифровые машины. С появлением производительных струйных машин, работающих на более высоких скоростях, я надеюсь, этот процесс пойдет еще быстрее. Что касается доли рынка, то сейчас ее трудно оценить, но, учитывая тенденции последних лет, доля струйной печати постоянно растет.

— Как вы относитесь к гибридам?

— Отношение сложное. Дело в том, что, несмотря на кажущуюся оптимальность, гибриды имеют существенные ограничения. Многие рассматривают гибриды как линии, включающие все необходимые печатные и отделочные операции — горячее тиснение, трафарет и т. д. Однако, учитывая скорость струйной печати — от 52 до 100 м/ мин — совместить ее со скоростью плоского трафарета — 30–35 м/мин — или горячего тиснения нецелесообразно и даже невозможно. Таким образом, в арсенале гибрида остается набор достаточно простых опций: это секции флексо, холодного тиснения и полуротационной высечки — они сегодня достаточно производительные. В гибриде необходимо свести воедино несколько самых разных технологий — разные краски, лаки, учесть требования к материалам для них и т. д. Необходимо отрегулировать скорости отдельных узлов — для этого используются буферы, накопители запечатываемого материала. Обычно в гибридах их два: до цифровой секции и перед отделочными. Накопитель — это от 7 до 15 м материала. Поэтому экономить материал на малых и даже средних тиражах не получится. Таким образом, применение гибридных машин ограничено неким стандартным набором типов этикеток или упаковочных решений.
Более 95% цифровых типографий используют отдельно стоящее финишное оборудование, которое используется для отделки не только цифровых оттисков, но и любых других.

— А есть ли у струйной печати перспективы в сфере производства гибкой упаковки?

— Хороший вопрос! Недавно компания Durst запустила новую линейку машин RSCi, которые выпускаются в трех ширинах полотна: 330, 420 и 510 мм.
Новая индустриальная машина Tau RSCi

Эти машины рассчитаны на высокую производительность: печатают со скоростью до 100 м/мин, у них увеличены диаметры рулонов на размотчиках и намотчиках — до 1000 мм, имеются подъемники рулонов. По-другому устроен красочный кабинет — машина потребляет большие объемы краски. Эти машины готовы к производству гибкой упаковки, в том числе большими тиражами. Кроме того, наличие красок с низким уровнем миграции говорит о том, что компания Durst, несомненно, развивает направление печати гибкой упаковки. Кстати, наши российские клиенты уже печатают гибкую упаковку на машинах Durst.

Печатный модуль Tau RSCi

Индустриальная машина RSCi стала третьей в линейке на базе платформы Tau RSC. Если даже для младшей модели RSC E производство 100 тыс. м2 в месяц — далеко не предел, а только начало, то для RSCi рассматривается производительность до 400 тыс. м2 в месяц. Другие машины этой платформы — стандартная RSC с шириной 330 мм и скоростью печати 80 м/ мин и RSC E — экономичная, предназначенная для тех, кто только входит на рынок цифровой этикетки, — она способна упростить этот вход. Начинающий может приобрести машину в минимальной комплектации с шириной печати 244 мм, четырьмя красками и скоростью 52 м/мин. Замечу, что для ЦПМ многих конкурентов такая скорость просто недостижима. Затем эту машину начального уровня можно нарастить до максимальных значений: увеличить ширину печати до 330 мм, установив дополнительные струйные головы, поднять скорость до 80 м/мин и красочность до 8 цветов. Таким образом, постепенно эконом-машину RSC E, установленную у заказчика, можно превратить в RSC.

Блок финишных сушек вокруг охлаждающего цилиндра

Во всех машинах платформы RSC используются струйные головы Dimatix Samba G3L компании Fujifilm, системы автоматической очистки печатных голов и компенсации сопел, максимальный уровень ПО, высокое разрешение 1200×1200 dpi. То есть качество печати на всех моделях — от экономной до самой продвинутой — одинаково самое высокое.
Красочный кабинет машины Tau RSCi

— Вы упомянули высокое разрешение — это необходимо для печати этикетки? Многие полагают, что избыточно.

— Головы Dimatix Samba G3L имеют физическое разрешение 1200×1200 dpi. Мало кто из производителей может позволить себе такое разрешение не только в струйной печати, но и вообще в цифровой. Для использования таких голов необходимо специальное ПО и особые краски, и не каждый производитель способен эти головы внедрить. Многие компании выпускают струйные машины с разрешением 600×600 dpi, однако рынок этикетки — и мировой, и российский — уже требует более высокого качества печати, поэтому интерес к машинам Durst со столь высоким разрешением и качеством печати сразу резко возрос. Если можно так сказать, компания Durst шагнула через голову, пропустив использование голов 600×600 dpi и сразу перейдя к головам 1200×1200 dpi. Машины Durst предыдущего поколения имели разрешение 720×720 dpi, но достигалось оно за счет расположения голов с физическим разрешением 360×360 dpi в шахматном порядке, капли краски должны попадать между рядами — для решения этой задачи необходимы системы компенсации и юстировки голов. Многие производители струйных машин до сих пор используют эту схему повышения разрешения печати. В машинах Durst RSC головы смонтированы в один ряд и не требуют юстировки, установлены жестко. За счет этого отпала необходимость в дополнительной трудозатратной операции.

Печатная голова Dimatix Samba G3L

— Кто ваши клиенты? Что они печатают? Как с загрузкой?

— У нас есть клиенты, у которых несколько разных цифровых машин, и на машинах Durst они с успехом печатают этикетки для химии и косметики, а также другую продукцию. Совершенствуют свои технологии: подобрали клеи и пленки для ламинации, лаки для сплошного и выборочного нанесения. Все наши
клиенты быстро освоили новую для себя технологию, вышли на высокий уровень производства. Это и компания «Санрайз», и «Флекс-Принт», и «Эталон и К», и, конечно, azimutprint. Многие флексографские заказы они перевели на цифру. Очень интересна недавняя установка модели RSC E в типографии Novelox в Нижнем Новгороде. Руководство компании видит большие перспективы в продвижении струйной цифровой технологии в этом регионе, и мы, конечно, всячески будем им помогать.

— А какие пожелания высказывают клиенты?

— «Хотим более дешевую краску — хотим печатать больше!» Производительность машин Durst высокая: многие клиенты вышли на уровень производства более 100 тыс. м2 продукции в месяц меньше чем за полгода, и при этом их машины не полностью загружены. Рабочие вопросы, естественно, возникают, и мы их решаем.

— Важная тема — сервисное обслуживание...

— Наши клиенты пользуются сервисом компании B2Print — это установка, гарантийное и послегарантийное обслуживание. Все наши специалисты прошли обучение в компании Durst и могут решить любую задачу. Мы организовали так называемую «тикетную» систему: есть клиентский портал, где клиент задает вопрос или регистрирует задачу для сервисной службы. Согласно регламенту, ответ он получает в течение двух часов. Этой системой пользуются все наши покупатели. Кроме удобства она еще и обеспечивает прозрачность: клиенты видят, как мы работаем, мы видим работу их технических специалистов.

— Есть и онлайн-диагностика?

— Да, это мы осуществляем. Есть и профилактические обследования машин, анализирующие состояние фильтров и других частей, которые может выполнять сам пользователь на месте — мы помогаем ему, обучаем. И конечно, практикуем профилактические выезды. У нас есть доступ к машине через интернет. Но и со специалистами Durst работаем очень плотно. Есть приложения для телефона и планшета, которые позволяют отслеживать весь комплекс работ на машинах.

— И последний вопрос: кто ваши перспективные клиенты?

— Это все владельцы НР Indigo (смеется). Все флексоузкорулонщики. Сегодня и в российских, и в зарубежных типографиях актуальная тенденция — сочетать флексо и цифру, и это наша целевая аудитория. Стартапы — тоже наши потенциальные клиенты, именно на них рассчитана машина начального уровня RSC Е.

— И самый последний вопрос: вы ведь также предлагаете отделочное оборудование к ЦПМ?

— Да, активно работаем с компанией Grafotronic — она производит отделочные модули и линии для любых цифровых машин. Реализованы проекты с Durst, а также с другими производителями цифрового печатного оборудования. Grafotronic разрабатывает и производит очень интересные модульные решения, включающие в себя практически все отделочные процессы. Производительность этих машин соответствует высокоскоростным струйным технологиям. Например, стандартная полуротационная высечка в отделочных комплексах работает со скоростью 90 м/ мин, и эта скорость может быть увеличена до 110 м/мин.

Модульная отделочная линия Grafotronic DCL2


В России и СНГ оборудование от Grafotronic успешно применяется, и мы надеемся, что продажи этих машин будут активно расти. ❖