B2PrintNews

Сети судьбы

Даниэле Де Роса (Daniele De Rosa) в течение 10 лет был управляющим директором одного из крупнейших мировых производителей сеток для трафаретной печати, но затем ушел в свободное плавание и создал ему достойного конкурента. Его компания Extris — наглядное свидетельство тому, что даже на таком «скучном» рынке, как производство сеток для трафаретной печати, есть место для инноваций и развития.

О компании Extris

В первые же минуты общения складывается впечатление, что Даниэле и сам — человек очень нескучный, обстоятельный и явно увлеченный тем, что он делает, несмотря на возраст. Ему 61 год, но он со смехом называет себя «довольно молодым парнем», хотя тут же признается, что раньше ему было легче колесить по миру, встречаться с заказчиками и открывать новые представительства.

Даниэле Де Роса, владелец Extris

С 1998 года Даниэле Де Роса руководил крупным производством сеток для трафаретной печати — тоже итальянским. Спустя 10 лет он покинул этот пост и ушел в инвестиционный бизнес, где занимался «покупкой, развитием и продажей компаний». Там он, впрочем, надолго не задержался и уже в 2008 году открыл собственную компанию Extris.
Сначала это было небольшое предприятие, которое делало трафаретные сетки для нескольких друзей Даниэле, но уже совсем скоро представилась возможность для качественного роста. В 2010–2011 годах в результате мирового экономического кризиса некоторые конкуренты Extris обанкротились, и Даниэле решил воспользоваться шансом и приобрел небольшого итальянского производителя сеток Tecnotessile, а также часть аналогичного бизнеса швейцарской компании Wängi Mesh. Активы были объединены, и к 2011 году Extris стала, как говорит Даниэле, «конкурентом, с которым стоит считаться» (reasonable competitor). Сегодня, по его оценке, компания занимает третье место среди производителей трафаретных сеток в Европе.


Позже Extris стала выпускать различные фильтры, применяемые в медицине, автомобильной индустрии, производстве пищевой и фармацевтической продукции и др. — для них используются такие же волокна, как и для сеток. По объему до 90% волокон идет на сетки для трафарета, а вот с точки зрения выручки ситуация другая — примерно 50/50.
Кроме этого, в пандемию коронавируса COVID-19 по запросу итальянских властей Extris разработала решения для защиты дыхательных путей. Для этого на производстве компании пришлось организовать так называемую «чистую комнату», соответствующую требованиям ISO 13485.


Производство Extris находится в северной части Италии, недалеко от живописного и хорошо известного озера Комо. В таком соседстве Даниэле не видит ничего плохого — его компания стала первым производителем технических тканей в Италии, соответствующим требованиям ISO 14001 — международного стандарта, содержащего требования к системе экологического управления. А еще ткани Extris имеют сертификат международной системы тестирования и сертификации изделий из текстильных материалов Oeko-Tex, устанавливающей ограничения на использование некоторых химических веществ.


В 2020 году Extris открыла торговое представительство в Стамбуле, которое считает очень важным в контексте дальнейшего развития компании и работы, в том числе с российскими партнерами. Даниэле отмечает, что в последнее время все больше европейских производителей разной продукции открывают бизнес в Турции, и лет через 10 этот регион может стать для компании одним из наиболее привлекательных. Сейчас планируется запуск производства фильтров на турецкой площадке, а также рассматриваются варианты расширения присутствия в других странах.

Трафаретные сетки на любой вкус

Для трафаретной печати Extris предлагает широкую линейку полиэстровых сеток Suprex из мононитей, включающую несколько десятков артикулов с номерами от 8 до 165. Также компания выпускает сетку Terex номер 55 из мультифиламентных (плетеных) нитей. В ассортименте имеются и металлизированные сетки, которые изготавливаются совместно с одним из партнеров: Extris предоставляет свои полиэстровые сетки, а партнер выполняет их металлизацию никелем в гальванических ваннах. По словам Даниэле, такие сетки заметно дешевле аналогов из нержавеющей стали, при этом более гибкие и не обладающие эффектом памяти.
Другими словами, продуктовый портфель Extris позволяет подобрать сетку практически для любой работы: для декорирования стекла и керамики, для нанесения изображений на разные виды текстиля, для печати и лакированная различными лаками рекламной и упаковочной продукции, а также для печати токопроводящих контуров.
Полный ассортимент трафаретных сеток Extris — на сайте B2Print.


«Ключевое отличие между Extris и конкурирующими производителями заключается в том, что мы предлагаем клиентам разработку и производство индивидуальных решений, в т.ч. небольшими объемами. Это позволяет нам успешно конкурировать с более крупными производителями, которые фокусируются на производстве стандартных продуктов.
Например, мы можем сделать специальную сетку, которая позволит решить какую-то специфичную проблему клиента, объемом всего 1000 м2. Для больших компаний это не интересно. Они готовы сделать кастомизированный продукт, например, от 6000 м2, но такой объем типографии обычно не нужен, так как вырабатывать его придется годами».
Под кастомизацией Даниэле подразумевает возможность изготовления сетки, технические параметры которой будут отвечать специфичным требованиям клиента — в первую очередь речь здесь идет о диаметре нити и номере сетки, хотя возможны и иные модификации. В качестве примера он приводит заказчика, которому понадобилась сетка с уникальным номером, которого не было ни у одного из производителей (как известно, шаг изменения номеров сетки неодинаков, например у Extris после номера 36 идет 43, а заказчику может потребоваться именно 40-й).
Или другой пример — необходимость изготовить токопроводящую сетку. Такой заказ в Extris тоже успешно выполнили.


Рассуждая о трафаретной печати, Даниэле Де Роса соглашается, что она сдавала позиции на протяжении многих лет, но при этом он убежден, что, во-первых , падение прекратилось, а во-вторых, сфера применения этой технологии будет расти благодаря ее некоторым уникальным особенностям.
«С одной стороны, трафаретная печать хороша там, где нужно передать материалу некоторую функцию. Например, чтобы исключить запотевание заднего стекла в автомобиле, в процессе его производства нужно нанести точно заданное количество проводника, который образует нагревательный элемент. Для этого используется трафарет.
Вторая важная область применения — это повышение эстетической привлекательности продукта и придания ему дополнительной ценности. Традиционная или цифровая печать сама по себе не позволяет выделиться — хорошо печатать умеют многие, это т. н. сommodity business. Привлечь здесь клиента можно только ценой. Но если вы не хотите участвовать в ценовых войнах, обратите внимание на трафаретную печать, которая позволит вам облагородить обычный плоский оттиск металлизированным лаком,создать на нем объемную текстуру или даже заставить продукцию приятно пахнуть».
Несмотря на то, что трафаретная печать является одной из наиболее старых технологий передачи изображения, здесь до сих пор остается место для инноваций.
Например, относительно недавно Extris вместе с двумя другими компаниями изобрела и запатентовала новый тип волокна, который позволяет ткани меняет цвет под действием электрического сигнала, отправленного со смартфона. Такие материалы называются электрохромными. Сейчас компания готовит тестовую партию продукции, которую хочет представить компаниям из индустрии моды — в этом сегменте электрохромные ткани откроют перед производителями новые возможности.
Как говорит Даниэле, изменяя способ плетения, можно получить материал с разными свойствами. Если выбрать правильное волокно, то глубину кастомизации материала можно увеличить еще больше.
«Конечно, электрохромные волокна малоинтересны для типографий трафаретной печати. Я упомянул их для того, чтобы подчеркнуть, что Extris — это компания, которая не только производит стандартные продукты, но и создает инновационные решения, в том числе в сотрудничестве с партнерами. Это подтверждает высокий уровень наших знаний и умений, которые точно так же могут быть применены и в трафаретной печати, если будет такая необходимость и заказчик поставит перед нами какую-то специфичную задачу».


Печатный рынок в Extris не обходят вниманием. Например, несколько лет назад Даниэле — кстати, он инженер-электронщик — с коллегами разработали решение для плазменной обработки сеток. При печати по керамике данная операция позволяет повысить степень адгезии фотоэмульсии к сетке, что может быть важно, например, при крупнотиражной печати на керамике или стекле. Обычно в этом случае форма царапается, так как в рабочем пространстве присутствует довольно много пыли, и может случиться отслоение эмульсии от сетки, что приведет к необходимости остановки линии и замены формы. Обработка плазмой позволяет повысить прочность формы и увеличить ее тиражестойкость до 4 раз.
«В этой области так много разных вариантов и технологических особенностей, что с нашей стороны требуются глубокие знания материалов и технологий, а также богатый практический опыт, чтобы консультировать клиентов и помогать им в выборе и производстве решений, которые наилучшим образом решат стоящие перед ними задачи».

Работа в России

У Extris уже есть клиенты в России, которым она поставляет сетки напрямую — например крупный производитель одежды Gloria Jeans, — а в дополнение к этому летом 2022 года итальянский производитель подписал дистрибьюторское соглашение с российской компанией B2Print, которая будет продвигать ее продукцию среди отечественных полиграфистов, а также обеспечивать необходимую технологическую поддержку.
На момент публикации отгрузки продукции выполнялись в обычном режиме. Логистика работала, и Даниэле надеется, что такая ситуация сохранится, хотя строить прогнозы сегодня сложно.
«Мы живем в сумасшедшем мире… В любом случае у нас есть собственное представительство в Турции, а отношения между Турцией и Россией в настоящее время хорошие».
На самом деле Даниэле заботят не столько поставки продукции, сколько сложности с организацией деловых поездок специалистов Extris и B2Print, которые сегодня необходимы. Причина — невысокий уровень квалификации российских клиентов, занимающихся трафаретной печатью. По словам руководителя Extris, они используют высококачественные и дорогие продукты, но делают это неэффективно, что не позволяет им в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которыми обладает продукт. Это тем более обидно, что зачастую совершаются детские ошибки, которые очень легко исправить.
«Мы продаем не простые продукты, а сложные технические решения, и нам необходимо научить клиентов правильно с ними работать. Конечно, можно отправить им обучающие видео, но этого недостаточно. В идеале — организовывать очные семинары и делать это каждые полгода. Мы всегда так делали и в нормальном мире продолжили бы эту практику, но сейчас — ужасный год, и нам приходится искать какие-то альтернативные решения. В любом случае, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы наш партнер в лице компании B2Print обладал такими же глубокими знаниями, как и наши собственные специалисты. Это позволит им работать с клиентами так, как будто это мы сами с ними работаем напрямую»!